Список книг по данной тематике

Реклама

Думитру Берчу.   Даки. Древний народ Карпат и Дуная

Средний неолит: 3500–2700 гг. до н. э



Рис. 12. Средний неолит в Румынии.

I — культура боян; II — культура прекукутени; III — культура хаманджия; IV — культура вэдастра; V — культура винча; VI — культура тиса II и ///; VII — культура турдаш.
1 — Флорешти; 1а — Ларга-Жижей; 1б — Траян (Зэнешти); 2 — Зэнешти; 2а — Алдени; 3 — Хыршова; 4 — Бая (Хаманджия); 5 — Чернавода; 6 — Мангалия; 7 — Боян (Вэрэшти); 8 — Танджиру; 9 — Петру-Рареш; 10 — Слатина; 11 — Хотэрани; 12 — Шимничу; 13 — Вэдастра; 14 — Кара-Агач; 15 — Чакмак-Тепе; 15а — Винча; 16 — Тэуалаш; 16а — Парца; 17 — Турдаш; 18 — Тэртэрия; 19 — Алба-Юлия; 20 — Кейле-Турзий; 21 — Лец

К середине четвертого тысячелетия до н. э. неолитические племена обширного Карпато-Дунайского региона достигли стабильного в социальном и экономическом плане существования, характерного, в основных чертах, для развитого неолитического общества (рис. 12). Существовавшее на ранней стадии культурное единство уже было нарушено, в разных районах формировались новые культуры и новые сообщества. Взаимопроникновение и взаимовлияние культур, сформировавшихся на Средиземном море, в Центральной Европе и на Южном Буге, вело к материальному и духовному обогащению и стимулировало развитие на местах. Все это в целом способствовало прогрессу. В то время наблюдалось биологическое и антропологическое смешение. Неолитическая жизнь все больше зависела от сельскохозяйственной деятельности, вследствие чего возникали более тесно расположенные постоянные селения. К концу этого периода в некоторых культурах возникла необходимость укреплять селения кольцевым оборонительным рвом. Постепенно улучшалась техника полировки, увеличивалось число орудий, в которых проявлялась функциональная дифференциация по типам. Примерно в середине этого периода широкое распространение получили топоры с отверстием под топорище; «колодкообразные» топоры постепенно сменились трапециевидными. Теперь у нескольких членов племени имелись уже небольшие медные предметы — украшения, предметы утвари и ритуальные принадлежности. Микролиты по-прежнему использовались, но не являлись уже главной или определяющей чертой. В конце этой фазы увеличилось и число стругов из оленьего рога, что также говорит о более стабильной жизни и активной сельскохозяйственной деятельности. Различное сырье, такое как кремень или ракушки spondylus, которое шло на украшения, часто получали в результате торгового обмена между племенами. В этот период вырастали новые культуры, хотя в некоторых местах продолжали развиваться старые.

Культура хаманджия

Культура хаманджия в среднем неолите достигла пика своего развития, но к концу этой фазы прекратила существование. Эта культура в определенной степени подверглась влиянию культур линейно-ленточной керамики и Буга, приняла новую волну пришельцев с юга, но тем не менее сохранила свою индивидуальность и продолжала развиваться на протяжении всего среднего неолита. В предыдущей главе описаны ее происхождение и ранняя фаза развития и ареал распространения. В Понтийской зоне в рассматриваемый период можно различить несколько фаз. Первая из них — переходная к культуре чумешти. В это время селения по-прежнему располагаются на нижних террасах, близ водных путей, на склонах холмов или даже в пещерах, как в Гура-Доброджи. Иногда селения временно приобретают характер теллей. Тем не менее жилища, как и раньше, в основном невелики и стоят по отдельности, на одной площадке можно найти и землянки, и полуземлянки; более крупных надземных строений все еще немного. Присутствие микролитов указывает на уцелевшие элементы тарденуазской культуры. При этом имеются и более крупные кремневые орудия (например, ножи и боковые скребки), напоминающие культуру боян и отчасти уцелевшие с последней фазы палеолита. Часто встречаются топоры из твердых пород камня — гранита и т. п. материалов.

Хаманджский топор — четырехугольный или двояковыпуклый в сечении — типологически связан с топорами Эгейско-Средиземноморского региона и даже Фессалии (фото 2). В ходу также трапециевидные топоры, хотя топоры со сверлеными отверстиями под топорище еще неизвестны. Медные предметы все еще встречаются чрезвычайно редко, обработка металла находится в зачаточном состоянии. Шилья и долота изготовляют из кости, а скребки — из оленьего рога. Серия каменных орудий, местных и региональных, указывает, по всей видимости, на макролитический кампинийский элемент. Среди определяющих черт этой культуры — формы, техника изготовления и украшения керамики. Первая группа керамических изделий включает в себя грубую посуду из глины с добавлением размолотых глиняных черепков. Вторая группа отличается тонкой и очень тонкой посудой из более качественной глины с добавлением тонкого песка или тщательно размолотых черепков. Внешняя поверхность изделий черная, коричнево-черная или сероватая и тщательно вылощена. Форм множество (рис. 13), в том числе большие, средние и малые шаровидные амфоры, иногда снабженные полусферической крышкой; цилиндрические или двояковыпуклые бутыли (фото 1), некоторые на полой подставке; чаши на полой подставке, напоминающие аналогичные чаши культур криш и линейно-ленточной керамики; на финальных фазах появляются «ярусные сосуды» (рис. 14); имеются также многочисленные украшенные сосуды с загнутым внутрь краем горлышка. Грубая посуда украшена выдавленными или глубоко прорезанными рельефными лентами, причем некоторые узоры образованы путем вдавливания в глину ракушек-сердцевидок. Технически отделка богато украшенной тонкой посуды состоит из резных линий, точек и пунктиров; встречаются также инкрустированная и желобчатая керамика. Иногда декоративный мотив повторяется на сосуде много раз; использовался также узор из чередующихся метопов и триглифов. Люди культуры хаманджия делали и мраморные кувшины, но они были чрезвычайно редки. Обнаружены также массивные, но элегантные мраморные браслеты, цилиндрические и другие по форме бусины, браслеты из ракушек, таких как Spondylus gaederopus. В Аджид-жа возле Констанцы случайно найдено несколько медных ножных браслетов; маленькая бусина из того же материала обнаружена в могильнике в Чернавода. Присутствие личных украшений из ракушек спондилус — а их в среднем неолите получали путем межплеменного обмена — подтверждает, что группы культуры хаманджия входили в зону распространения подобных украшений; в Румынии и прилегающих странах их находят во всех культурах этого периода; более того, этот тип украшений отмечен вплоть до Центральной Европы.



Рис. 13: (слева) а) типичная форма горшка из Чамурлия-де-Жос, высота 10,2 см; б) чаша на полом основании из Бая, высота 8,7 см; культура хаманджия
Рис. 14. (справа) Большой «ярусный» кувшин из Чумешти. Культура протогумельница (музей Чэлэраши). Высота 44 см

Одна из новых черт культуры хаманджия — исключительно богатое искусство. В дополнение к нескольким мраморным статуэткам было найдено множество подобных же статуэток из обожженной глины. Последние можно разделить на два типа: контурные стоящие фигурки и сидящие фигурки. Обычно это изображение женской фигуры, имеющей, вероятно, отношение к культу плодородия. Голова и шея показаны как гладкий столбик без обозначения глаз, носа, рта или ушей. Руки сложены под хорошо очерченной грудью или лежат на животе. Бедра и половые органы явно преувеличенны (фото 6). Одна фигурка, найденная в Чернавода, имеет особенно высокую художественную ценность; она изображает мужчину, сидящего на табурете в позе мыслителя. Другая фигурка из этого захоронения, тоже из обожженной глины, изображает женщину, сидящую на земле в позе отдыха. Эти две фигурки образуют знаменитую «чернаводскую пару» (фото 3–5). Хаманджийское искусство замечательно своим богатством, оригинальностью и разнообразием, а также архаичным реализмом.

Погребальный обряд

Мертвых хоронили в вытянутом положении. Самый крупный из раскопанных могильников того времени находится в Чернавода; там обнаружено более 400 захоронений. С покойником в могилу клали плоский топор (почти непременно), горшки, идолов, украшения из мрамора или ракушек спондилус, символические и геометрические орудия, а также угощение. Изредка находят черепа, похороненные отдельно или группами.

Хозяйство племен хаманджия носило смешанный характер.

Культура винча тоже сложилась в среднем неолите на юго-западе Олтении и в Банате. Аналогично, в Центральной Трансильвании отчасти уцелела культура турдаш — она передала свою традицию расписной керамики культуре петрешти, где та стала одним из важнейших элементов.

Культура вэдастра

Эта культура представлена площадками в Центральной Мунтении и Северно-Центральной Болгарии. Основной тип жилища — овальная или прямоугольная полуземлянка, но есть и наземные хижины. Среди орудий — небольшие полированные каменные топоры, некоторые из них «колодкообразного» типа. Керамика украшена резным узором, иногда этот узор заполняется белой пастой. Декоративные мотивы четко геометрические по характеру; самые тонкие сосуды украшены гофрировкой и складками. По отделке и украшениям керамическая посуда напоминает хаманджийскую и веселиновскую. В технике изготовления и формах сосудов, как и в отделке, заметно южное средиземноморское влияние (фото 14). Вэдастра I в основном представляет собой результат развития культуры дудешти. Раскопки 1963 г. (Хотэрани) подтвердили, что прежнее разделение на «вэдастра I» и «вэдастра II» не соответствует фактам — каннелированная керамика встречается — как в Бояне — во всех четырех фазах существования культуры. Следы фазы II можно обнаружить также к югу от Дуная (фото 15) — там она существовала одновременно с фазами культуры боян 1b, 1с и 2а. Фаза III, представляющая классический период культуры вэдастра, соответствует фазам боян 2Ь и 2с. Четвертая фаза, обнаруженная в Слатине, по времени соответствует фазе боян III. Наконец, во время фазы боян V, обе культуры сливаются (фото 12). Керамика вэдастра поразительно оригинальна, ее отделка отличается богатством, совершенством и изобретательностью дизайна. Его мотивы — в основном спирали и меандры, организованные в метопах (фото 13). Южное влияние проявляется в «лицевых урнах», аналогичных урнам из уровней троя I и II, и в традиции антропоморфной пластики.

Культура боян

Культура боян распространялась на большую часть румынской и болгарской территории (до самых Балкан). Ее формирование определяли три фактора: местный субстрат, представленный южной частью вэдастра I, культура линейно-ленточной керамики и, наконец, элементы культуры хаманджия (фото 19). С ее возникновением начинается долгая эволюция керамики, инкрустированной белой пастой; ее можно подразделить на пять фаз. Черная каннелированная керамика и художественные украшения встречаются на протяжении всех пяти фаз. К концу второй фазы появляются явные признаки прогресса. Кроме всего прочего, это можно видеть по переходу от полуземлянок к наземным жилищам, а от рассеянных поселений — к групповым теллевого типа. Медные предметы становятся более обычными; селения-телли окружают укреплениями. Так например, поселение, раскопанное в Спанцове (фаза III), было окружено рвом глубиной 2 и шириной 3–4 метра. Зооморфные и антропоморфные фигурки продолжают традицию культуры хаманджия. Основа хозяйственной жизни — земледелие и скотоводство. Крупнейший могильник культуры боян найден в Чернике. Он содержит захоронения фазы I, примерно 250 из них раскопано. В могилах находят керамические сосуды, каменные топоры, костяные и кремневые орудия и личные украшения (браслеты, бусы, подвески) из устричных раковин и раковин спондилус. Носители этой культуры явно тяготели к палеосредиземноморскому типу.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

И. М. Дьяконов.
Предыстория армянского народа

Хильда Эллис Дэвидсон.
Древние скандинавы. Сыны северных богов

Эллен Макнамара.
Этруски. Быт, религия, культура

Ю.Н. Воронов.
Тайна Цебельдинской долины

Стюарт Пиготт.
Друиды. Поэты, ученые, прорицатели
e-mail: historylib@yandex.ru