Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Аскольд Иванчик.   Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э.

2.3.2. Традиция об Автолике, Деилеонте и Флогии

Напротив, традиция о том, что Синопа была основана Автоликом и его двумя братьями Деилеонтом и Флогием — несомненно местная. Автолик почитался в Синопе как ойкист, причем в городе имелось его святилище с оракулом33. В 70 г. до н. э., после взятия Синопы Лукуллом, из этого святилища была вывезена культовая статуя Автолика, изготовленная афинским скульптором второй половины IV-начала III в. дон. э. Стеннидом34 (Strabo XII, 3, 11; Plut. Luc. 23; Appian. XII (Mithr.), 83, 371). В Синопе известно и посвящение Флогию (CIG III, 4162), что свидетельствует о существовании и его культа35. Автолик и его братья, которым приписывалось фессалийское происхождение, очевидно, были местными героями и упоминаются лишь в связи с Синопой36. Позже они были включены в общегреческие мифологические циклы, связанные с окрестностями Синопы, и превратились в спутников Геракла в его походе против амазонок (Plut. Luc. 23; Appian. XII (Mithr.), 83, 371, ср. сообщение о том, что Геракл поселил в Синопе греков, изгнав оттуда амазонок, которое предполагает, что Синопа уже существовала во время Геракла: Tabula Albana, IG XIV, 1293 = FGrHist 40, 98-104) или в спутников Ясона (Strabo XII, 3, 11; ср. Apollodor. Bibl. I, 9, 16), причем обе традиции легко могли объединяться (Apoll. Rhod. II, 955 — 957; Val. Flacc. V, 113—115; Hygin. Fab. 14, 30)37.


По удачному предположению Д. Ашери, аллюзия на ту же традицию об основании Синопы Автоликом имеется в почетном декрете эвбейского города Гистиея в честь Синопы (IG XII, 9, 1186), относящемся ко времени около 220 г. до н. э.38 Авторы декрета используют модную в эллинистическую эпоху ссылку на мифологическое родство между двумя городами39, очевидно, имея в виду существовавшую как в Гистиее, так и в Синопе, традицию о происхождении первых жителей обоих городов из Фессалии. Сама традиция о том, что Автолик происходил именно из Фессалии, вряд ли может использоваться в качестве свидетельства существования какого-то фессалийского элемента среди первых переселенцев в Синопу, а тем более домилетской фессалийской колонии на ее месте40. Она легко объясняется связью (очевидно, вторичной) Автолика и его братьев с аргонавтами, большинство которых, в том числе и сам Ясон, как известно, считались уроженцами Фессалии. Фессалийское происхождение, кроме того, в античности приписывалось мифическим основателям многих малоазийских городов, в том числе, например, основателю Милета Нелею, как и основателю и эпониму Кизика. Указание Аполлония Родосского (II, 955) на происхождение героев конкретно из фессалийского города Τρίκκα также не свидетельствует о каких-то древних связях именно с ним. Этот город дважды упоминается в «Илиаде» (В 729; Δ 202), в том числе в «Каталоге кораблей» (родина Подалирия и Махаона, сыновей Асклепия) и, конечно, привлекал внимание эллинистических авторов. Помещение Автолика именно в фессалийскую Трикку может быть результатом собственного творчества ученого поэта Аполлония, который в своем «Каталоге аргонавтов» (I, 23 — 233), как известно, ориентировался в первую очередь именно на гомеровский «Каталог кораблей»41.



33 Ср. Prehn 1922, 2085, который безосновательно считает Автолика историческим лицом VII в. до н. э. и реальным основателем города. Неубедительны попытки найти в легенде об Автолике свидетельство о реальном основании города в VIII в. до н.э. (Drews 1976, 24). Еще менее убедительны попытки истолковать эту легенду как свидетельство существования на месте Синопы более ранней колонии, основанной фригийцами и носившей то же имя: Huxley 1960, 19 — 21. Это предположение основывается на поздней мифологической связи между фессалийцами и фригийцами, а также на толковании упомянутого в «Одиссее» (о 403) острова Συρίη как населенной левкосирийцами области вокруг Синопы. Это толкование, более чем сомнительное, кажется, не нашло сторонников.

34 Lippold 1929, 2479-2480.

35 Robinson 1906, 265, 306.

36 Одноименный дед Одиссея по материнской линии — явно другой персонаж, см. von Sybel 1884—1886, 735 — 736.

37 Предложенная А. Ланджеллой (Langella 1997, 55-88) реконструкция развития этой традиции представляется сугубо гипотетичной и недостаточно аргументированной. Совершенно умозрительны попытки связать отдельные ее элементы со столь же гипотетическим противостоянием между милетцами и беотийцами в Черном море. Также нет никаких оснований датировать окончательное оформление этой традиции не позже конца VI в. до н. э.; на мой взгляд его следует относить скорее к эллинистической эпохе. Ряд других утверждений, в том числе основанное лишь на сомнительных ономастических сближениях толкование Автолика, Деилеонта и Флогия как трех ипостасей Аполлона, также представляются неприемлемыми.

38 Asheri 1973, 71-76; Ehrhardt 1983, 56, 327.

39 См. об этом Curty 1995; Jones 1999.

40 Как часто полагают: Miltner 1939. 192; Максимова 1956, 40-42; Asheri 1973, 74 и др.

41 О гомеровских штудиях Аполлония Родосского ср. Rengakos 1994.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Игорь Коломийцев.
Тайны Великой Скифии

Евгений Черненко.
Скифские лучники

Э. А. Томпсон.
Гунны. Грозные воины степей

под ред. Е.В.Ярового.
Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до н.э. - V век н.э.)

Василий Бартольд.
Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии
e-mail: historylib@yandex.ru