Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Алина Ребель.   Евреи в России: самые влиятельные и богатые

Введение

   Войдите в более или менее крупный книжный магазин практически в любой стране мира, и в разделе научно-популярной литературы вы обязательно найдете книги о секретах успеха евреев. Кто-то ищет эти секреты в теориях заговоров, кто-то – в таинственной каббале, кто-то – в мистических взаимосвязях всех евреев мира. Кажется, такой подход выглядит слишком националистичным, ну разве хорошо это – выискивать причины успеха тех или иных предпринимателей в их национальных корнях?

   Однако, как бы некомфортно мы себя ни чувствовали, поднимая этот вопрос, исследования современных экономистов и психологов указывают на то, что бизнес все-таки имеет национальность. И дело не только в традиционных особенностях поведения представителей тех или иных народов или специфических занятиях, обусловленных географическими и религиозными факторами.

   «Большая часть успеха в капиталистическом обществе основана на культурных и исторических факторах, которые порождают такие качества, как инновационность, готовность к риску и готовность отложить удовольствия, чтобы получить их после накопления сбережений и приобретения образования», – отмечает исследователь Джерри Мюллер в статье «Почему евреи преуспевают?». А качества эти в евреях воспитала сама их история, полная гонений и преследований. Если добавить к этому особенности религиозной морали, заложенные в иудаизме, мы получим довольно полную картину истоков успешности еврейских бизнесменов.

   Вся история еврейского народа – в сущности, история выживания. Сначала евреи выживали на своей земле – в Израиле. Им приходилось бороться с недоброжелательным окружением, внутренними конфликтами, тяжелым климатом. Потом начался период гонений и изгнаний. На землю Израиля пришли римляне, которые постепенно захватывали власть во всех землях и провинциях, устанавливали свои правила, убивали и насиловали, запрещали и угнетали.

   Так мог выглядеть Второй Храм в Иерусалиме

   Однако самой большой катастрофой в жизни еврейского народа, которая и предопределила его дальнейшую судьбу, стало разрушение римлянами Второго Храма в Иерусалиме. Всякий народ силен своей землей и своей верой. Главным оплотом веры и главным символом еврейской укорененности всегда считался священный город Иерусалим, сердцем которого был Второй Храм. Девятого ава (пятый по счету месяц еврейского календаря, приходится на июль-август) 70 г. н. э. в финале многодневной осады Иерусалима римляне подожгли Храм. Эта дата до сих пор отмечена как траурная в религиозном календаре иудеев. Без мистики, кстати, не обошлось – Первый Храм тоже был разрушен пресловутого девятого ава.

   И хотя с точки зрения физической холокост нанес еврейскому народу гораздо больше ран, именно разрушение Второго Храма – самая большая еврейская катастрофа: долгие столетия, вплоть до середины XX в., евреи оставались народом без земли, без страны, носили свою веру с собой, подвергались гонениям и преследованиям в странах рассеяния.

   Западная Стена Второго Храма

   Мы не зря так подробно остановились на моменте уничтожения Храма, Западная стена которого (многими ошибочно именуемая Стеной Плача) и сегодня считается главной святыней иудеев. Именно разрушение Храма и лишение евреев собственного государства стало причиной поиска этим народом способов и путей выживания в чужих странах, законы которых во всем их ограничивали.

   В странах рассеяния (места, где жили евреи, лишившись собственной страны) их преследовали и лимитировали в правах, загоняли в гетто, лишали возможности получать образование и заниматься ремеслами, земледелием, свободной торговлей. Однако евреи нашли выход, и выход этот сформировал в конечном счете многие их национальные особенности.

   «Они познали одно: от ненадежности, от бесправия, от превратностей судьбы есть единственный щит, посреди колеблющейся, уплывающей из-под ног почвы единственная твердыня: деньги, – пишет Лион Фейхтвангер в своем романе „Еврей Зюсс“. – Еврея с деньгами стража не задержит у ворот гетто, еврей с деньгами не воняет, никакой чиновник не напялит ему на голову смешной остроконечный колпак. Государи и власть имущие нуждались в нем, без него они не могли воевать и править».

   Непреодолимая воля к выживанию и постепенно сформировавшиеся и передающиеся из поколения в поколение навыки зарабатывания денег позволили евреям обходить законодательные препоны и выживать в обстановке постоянной травли и ненависти. Но это лишь исторические предпосылки, которых было бы недостаточно для формирования уникального национального характера, если бы не было религиозной основы.

   М. Готлиб. Молитва в синагоге на Йом-Кипур

   «Честно ли ты продавал и покупал?» – с такого вопроса начнется разговор с иудеем на Высшем суде, согласно Талмуду Удивительно, не правда ли? Не про жизнь праведную, не про следование догматам, не про изучение Торы, священной книги иудаизма, спросят умершего. А про такую приземленную вещь, как бизнес. Здесь и кроется одна из основополагающих особенностей еврейского подхода к ведению дел.

   «В отличие от традиций других религий, иудаизм не рассматривает коммерческую деятельность как абсолютное зло, – отмечает Дэвид Вейцнер в статье „Этика еврейского бизнеса“. – Как и все, чем мы занимаемся в течение жизни, призвание заниматься бизнесом приходит к нам Свыше».

   И от того, как иудей реализует свое призвание, зависят его взаимоотношения со Всевышним, поскольку в этой реализации, в этом ежедневном труде и есть обретение Бога. Для привычного европейцу христианского подхода к жизни такая установка кажется странной. В христианстве важнее праведная жизнь и поиски Бога в отрыве от реальности, оно поощряет отказ от земного благополучия во имя обретения Царства Божия. В иудаизме же вера ценится по-настоящему, если она приходит через преодоление.

   «Когда человек читает Тору или молится в синагоге, вопрос честности перед ним не встает вообще: невозможно „нечестно учить Тору“ или „нечестно ждать Машиаха“, – пишет главный раввин России Берл Лазар в статье „Честный бизнес – одна из основ веры“. – А в бизнесе человек должен противостоять дурному началу: выбирая честный бизнес, он не только проявляет лучшее, что в нем есть, но и отбрасывает худшее. Он поднимается вверх через испытание – а это очень важно для развития человеческой натуры».

   Иудаизм не просто стимулирует иудея к деловому развитию, но и закладывает в его сознание строгие правила, которым надо следовать в ведении дел. Суть истинно еврейского подхода к этике бизнеса заключается не в соблюдении определенных предписаний и запретов. Бизнес в толковании талмудистов – это в первую очередь способ обрести самого себя в своем предназначении, а через это обретение выполнить замысел Всевышнего. Иудаизм учит своих последователей: бизнес меняет не только того, кто делает бизнес, он меняет людей вокруг него, прямо или косвенно с ним связанных. И потому на небесном суде с иудея спросится не численное соотношение добрых и злых дел, а качество ведения дел в целом, их конечная ценность. Именно поэтому благочестивым иудеем считается не только тот, кто вовремя зажигает субботние свечи, а и тот, «на кого можно положиться в делах», – так поучал членов своей общины городка Вильно знаменитый раби Цви Гирш Кайдановер (известный мудрец и толкователь Талмуда, а заодно и весьма успешный коммерсант).

   Еще один критерий благочестия – участие в благотворительности. Сегодня представители власти в России часто говорят о социальной ответственности бизнеса, о том, что задача бизнеса не только получать, но и отдавать. В иудейской же системе координат это не просто лозунги, а принцип действия, который является основополагающим для всех бизнесменов.

   «Отдай десятину и станешь богаче», – гласит заповедь, которой учит иудеев Талмуд. «Бизнесмен, который заработал много денег, должен понимать: Бог дал ему часть прибыли для него самого, а другую часть – для других», – поясняет эту заповедь Берл Лазар.

   Законов и притч о принципах ведения бизнеса в Священных еврейских текстах немало. Изучив их, не всякий сможет стать успешным бизнесменом. Но нам они дают возможность понять, из чего складывается морально-нравственная основа успеха евреев. И это прекрасно сформулировал автор книги «Запах денег: Психологические этюды» Арон Белкин: еврейская традиция заставляет еврея четко понимать, что «добиться максимума от жизни может только тот, кто добьется максимума от самого себя».

   Герои нашей книги – успешные бизнесмены еврейского происхождения, которым удалось выстроить свое дело в условиях, как говорится, минимального благоприятствования. Власти российские никогда не отличались особенной благосклонностью к собственному народу, что уж говорить об иноверцах и изгнанниках-евреях, которых не любят во всем мире. Нам предстоит поговорить о том, как складывалась судьба евреев в России с XVIII в. по сей день. И о самых выдающихся представителях этого народа, которые сумели преодолеть все законодательные и исторические препятствия, возникавшие на их пути к успеху. По большей части наши герои становились верными сыновьями России, оставаясь при этом преданными слугами своего многострадального народа.

   Евреи прочно вписаны в историю России вообще и в историю русской экономики в частности: их капиталы поддерживали царей в трудную минуту, их поставки обеспечивали российскую армию во время войн, их деловая хватка обеспечивала стремительное развитие самых разных направлений российской экономики. Правда, стоит оговориться, что речь в основном идет о дореволюционной России.

   В России сегодняшней, как и в мире в целом, бизнес имеет уже не национальные, а транснациональные очертания. Глобализация всех экономических процессов, а также отсутствие запретительных законов по национальному признаку практически лишили нас предмета изучения в веках XX и XXI – никакого еврейского бизнеса в России больше нет. Впрочем, современные бизнесмены еврейского происхождения, несут в себе ту взращенную веками деловую хватку, которая позволила этому народу выжить в очень непростых условиях.

   Напоследок оговоримся, что книга эта – лишь попытка осмысления судеб некоторых самых выдающихся бизнесменов еврейского происхождения, которые жили и работали в России. Без претензии на академичность изложения мы все-таки постараемся дать более или менее полную картину исторического бэкграунда, на котором развивалась жизнь евреев России, используя самые разные источники – от современных СМИ до исследований серьезных историков.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Надежда Ионина, Михаил Кубеев.
100 великих катастроф

Ричард Уэст.
Иосип Броз Тито. Власть силы

Александр Кондратов.
Погибшие цивилизации

Андрей Низовский.
100 великих археологических открытий

Надежда Ионина.
100 великих дворцов мира
e-mail: historylib@yandex.ru